История электропоездов

Исторический обзор о развитии техники и технологий, о том как создавались электропоезда. Обзор главных изобретений, сделавших возможным создание этого вида транспорта. Углубленный взгляд на этапность развития отечественных электропоездов.

Предыстория

Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.


Обзор ключевых изобретений челевечества до появления электрических железных дорог

Первые опыты по электрификации ж.д.

В середине 19 века железные дороги получили развитие во многих странах Европы и в США. Уже идут опыты с электричеством, созданы первые электродвигатели, электрифицируется промышленность и связь. Идея применения электрической тяги на железнодорожном траспорте уже витает в воздухе, работы ведутся параллельно в разных странах. Не важно, кто стал первым изобретателем электрического подвижного состава для железных дорог, во всех технически развитых странах этот вид транспорта появился практически одновременно с разницей в 1-2 года.


1879-1900 гг. Появление первых видов электрического подвижного состава

1900-1917 гг. Развитие электрической тяги. Проекты

Первый электрический поезд Сименс и Хальске на выставке в Берлине. 1879 г.
Источник: Wikipedia.

Развитие электрификации ж.д. в СССР

Ключевой фактор в расширении применения электропоездов - электрификация железных дорог. Исторически в зависимости от уровня развития технологии менялись и подходы к выбору параметров системы электрификации. В СССР электрификация железных дорог привела к революционным изменениям в технологии работы транспорта, именно поэтому электрификация стала главным стратегическим ориентиром на многие годы и в области электротехнических технологий и в области создания подвижного состава. В настоящее время Россия ведущая страна в мире по развитию электрифицированных железных дорог, которые составляют более 43 000 км (50% сети).


1917-1924 гг. План электрификации РСФСР

1924-1926 гг. Электрификация пригородного участка Баку-Сабунчи

1927-1932 гг. Электрификация участка Москва-Мытищи

Электросекции производства Мытищинского вагоностроительного завода

1933-1949 гг. Электрификация пригородных участков по системе тяги постоянного тока напряжением 1500 В

1947-1970 гг. Электрификация пригородных участков по системе тяги постоянного тока напряжением 3000 В

1961-1991 гг. Электрификация пригородных участков по системе тяги переменного тока напряжением 25 кВ

Электропоезда производства Рижского вагоностроительного завода (РВЗ)

Хронология изготовления электропоездов. Инфографика
Инфографика: Хронология и объемы производства вагонов электропоездов для железных дорог СССР и стран СНГ колеи 1520 мм (по состоянию на начало 2014 года). Рисунок в высоком разрешении.
© Олег Назаров

Создание и развитие производства электропоездов в России

С 1991 года в СССР все изменилось, СССР вообще перестал существовать. Кризисные явления в экономике разрушили многие производственные связи. Поставки электропоездов из Латвии существенно снизились и затем практически прекратились. Перед отраслью встали новые задачи.


Создание производства электропоездов в России. Демиховский машиностроительный завод (ДМЗ)

Производство электропоездов на Торжокском вагоностроительном заводе (ТорВЗ)

Развитие транспортных технологий

К концу 20 века экономические процессы в стране стабилизировались. Новые заводы обеспечили потребности страны в поставке пригородных электропоездов. Развитие общественнных отношений связывается с повышением подвижности населения. Наступил этап развития новых транспортных продуктов на железной дороге. А новые транспортные продукты потребовали новый подвижной состав.


Городские перевозки

Местные и межрегиональные перевозки

Аэроэкспресс

Скоростное и высокоростное движение

Семейство электропоездов Ласточка

© Олег Назаров