Торжокский вагоностроительный завод

Общие сведения

ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» (ОАО «ТорВЗ») — предприятие по разработке и производству вагонов пассажирского типа специального назначения и электропоездов постоянного тока напряжением 3000 В для железных дорог колеи 1520 мм.

В марте 1916 года был основан Первый Коренной Парк железнодорожных войск, который в 1962 году был преобразован в Торжокский вагоностроительный завод. Профиль производства предприятия менялся несколько раз, от ремонта военного снаряжения, до выпуска узкоколейного подвижного состава и специальных вагонов.

В 1992 году ОАО "ТорВЗ" вошел в структуру РОАО "Высокоскоростные магистрали". Торжокский вагоностроительный завод стал базовым предприятием холдинга по производству электроподвижного состава и его составных частей. В настоящее время завод входит в группу предприятий "Транспортное электромашиностроение".

Завод изготавливает электропоезда постоянного тока и вагоны специального назначения для Министерства обороны, Федерального космического агентства, Центрального банка России и Почты России. Производственные мощности завода позволяют выпускать до 200 вагонов в год.

Завод расположен в г. Торжок, Тверской области. Численность персонала – около 900 чел.

Электропоездам производства ОАО «ТорВЗ» в обозначении серии присвоен индекс «ЭТ» («Электропоезд Торжокский»).

История завода

Создание и развитие производства

В марте 1916 года в Торжке на территории площадью в 50 десятин были построены склады и цеха для Первого Коренного Парка железнодорожных войск. В задачи Коренного парка во время первой мировой войны входили ремонт военного снаряжения и снабжение Северного фронта огромным количеством различных товаров. После Октябрьской революции 1917 года Первый Коренной Парк полевых железных дорог находился сначала в ведении Наркомата путей сообщения, а затем с 1919 года – Наркомата по военным делам. На базе парка формировались и оснащались всем необходимым железнодорожные роты. Здесь же были организованы первые советские железнодорожные курсы, которые стали основой для создания Ленинградского военного училища железнодорожного транспорта.

В 1930 году на предприятии была проведена полная реконструкция, в результате которой устаревший Коренной Парк превратился в совершенно новый военный завод, работающий на полном хозрасчете. Наряду с привычной продукцией было освоено производство узкоколейного подвижного состава – полевых мастерских, мотовозов, пассажирских вагонов, теплушек, дрезин, платформ, опытных образцов летучек, светостанций, нефтебаз, рельсоукладчиков и другой сложной техники, находящейся в то время на вооружении железнодорожных войск.

В период Великой Отечественной войны в 1941-45 годах Парк был передислоцирован в Казань. В 1946 году Парк вышел по объемам продукции на довоенный уровень. Предприятие, получившее в 1950 году статус завода №191, продолжало выполнять заказы железнодорожных войск и хранить на своих складах резервные запасы.

В 1958 году завод был передан в ведение Совета народного хозяйства Калининского экономического района. Он стал филиалом Калининского вагоностроительного завода и приступил к организации выпуска вагонов специального назначения. Для этого было проведено техническое переоснащение завода.

В июне 1960 года был выпущен первый кузов первого вагона, а с 1 января 1962 года Торжокский вагоностроительный завод стал самостоятельным предприятием по производству широкого ассортимента железнодорожных вагонов различных модификаций: багажных, пассажирских, почтовых, а также специальных вагонов для нужд Министерства обороны, космической отрасли и позже Минатома. По типу производства предприятие оставалось мелкосерийным и единичным. За первые пять лет самостоятельной работы на Торжокском вагоностроительном заводе было выпущено сорок видов новой техники.

Производство электропоездов

Электропоезда производства Торжокского машиностроительного завода.
© Олег Назаров

В начале 90-х годов контрольный пакет акций Торжокского завода приобрело РОАО «Высокоскоростные магистрали». Целью приобретения нового завода было расширение использования разработанных для скоростных электропоездов технологий в серийном вагоностроении. В связи с практически полным прекращением поставок пригородных электропоездов из Латвии, спрос на пригородные электропоезда, произведенные в Торжке, ожидался высоким.

В 1993 году на основе переработанной технической документации на ОАО Торжокский вагоностроительный завод было организовано производство пригородных электропоездов серии ЭТ2, основных комплектующих изделий и запасных частей к ним.

После прекращения деятельности РОАО «ВСМ» в 2001 году Торжокский вагоностроительный завод стал частью группы компаний Транспортное электромашиностроение, в которую также вошли также ЦНИИ ТрансЭлектроПрибор (разработчик электропоездов и оборудования), НПП Дальняя связь (изготовитель комплектующих узлов, систем и электрооборудования) и завод Электроаппарат (электрооборудование).

С 1993 по 2010 годы основной серийной продукцией завода были вагоны электропоездов семейства ЭТ2 различных модификаций: электропоезда серий ЭТ2, ЭТ2М, ЭТ2Л, ЭТ2МЛ, ЭТ2ЭМ.

С 2003 года на заводе возобновлено серийное производство вагонов специального назначения по заказам Минатома и Минобороны.

Конструктора и разработчики постоянно работали над развитием базовой модели. В электропоезде ЭТ2Л был впервые реализован интерьер пассажирских салонов с повышенным уровнем комфорта. Опытный электропоезд ЭТ4Э постоянного тока (2003 г.) с энергосберегающим комплектом оборудования дал старт производству модификации серийного электропоезда ЭТ2ЭМ.

Одно из главных направлений исследований и разработок в области электропоездов – создание асинхронного тягового электропривода. В процессе исследовательских и опытно-конструкторских работ появились опытные электропоезда ЭТ2А (в 1999 году), ЭС250 (в 2000 году, ЦНИИ СЭТ), ЭД6 (в 2001 году, разработан совместно с ДМЗ и Hitachi), до эксплуатационной готовности эти электропоезда не были доведены. Первым электропоездом с полностью отечественным асинхронным электроприводом, оборудование которого успешно прошло все виды испытаний и получило сертификат соответствия, стал электропоезд ЭТ4А, в 2011 году он дал старт производству нового семейства электропоездов Торжокского завода.

Особое место занимает гибридный дизель-электропоезд ДТ1, который может эксплуатироваться как на электрифицированных линиях постоянного тока напряжением 3 кВ, так и на неэлектрифицированных. Дизель-электропоезд был создан в 2007 году. Было изготовлено несколько поездов ДТ1 для перевозки пассажиров, а также в модификации для служебных перевозок персонала железных дорог.

© Олег Назаров
Источники информации: Информационные материалы завода.