История электропоездов: 1924-1926 г.
Электрификация пригородного участка Баку-Сабунчи
Впервые электрическая тяга в пригородном пассажирском движении на железных дорогах Советского Союза была введена в 1926 г. в Баку (ныне Азербайджанская Республика). К этому времени на железнодорожном участке местного значения длиной 18,6 км, соединяющим Баку с нефтяными промыслами Сабунчи и Сураханы, построенном в 1880 г., обращалось 12 пар пассажирских поездов с паровозами. Интервал движения поездов составлял 1,5-2 ч, маршрутная скорость движения – около 16 км/ч. Учитывая чрезвычайные затруднения, испытываемые рабочими при поездках на работу, и наличие избыточных мощностей на модернизированной Биби-Эйбатской ТЭС, работающей на мазуте, Бакинский городской Совет предложил электрифицировать дорогу.
Электрификация началась в 1924 г. после передачи участка Баку – Сабунчи от Закавказской дороги в ведение Бакинского Совета. Была применена система постоянного тока с напряжением 1200 В с использованием имеющихся дореволюционных разработок для участка Петербург – Ораниенбаум и изготовленных для него на заводе "Динамо" мотор-генераторов и одноякорных преобразователей.
Моторные вагоны для Баку-Сабунчинской дороги построили на Мытищинском вагоностроительном заводе, на вагонах было установлено электрооборудование завода Динамо и австрийской фирмы Элин, а тормозное оборудование – германской фирмы Кнорр. В апреле 1926 г. состоялись первые пробные поездки под напряжением 600 В, 13 мая совершена первая поездка от Баку до Сабунчи при напряжении 1200 В. Первый в Советском Союзе участок с электрической тягой был открыт 8 июля 1926 г.
На участке эксплуатировались 14 моторных вагонов, к каждому из которых прицеплялись один или два прицепных вагона, изготовленных на Брянском заводе. После введения моторвагонной тяги маршрутная скорость, несмотря на большое количество остановок, повысилась до 28,5 км/ч. Руководитель строительства В.А. Радциг был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Источник: Wikipedia.
В дальнейшем электрическая тяга была продлена до станции Сураханы, в апреле 1933 г. электрифицирован участок между станциями Сабунчи и Забрат, а к 1940 г. электропоезда следовали до станции Бузовны. К этому времени электрифицированный участок Баку-Сабунчинской дороги был переведен на систему постоянного тока напряжением 1500 В. В апреле 1940 г. его передали Народному комиссариату путей сообщения (НКПС) и включили в состав Закавказской дороги. В связи с переводом участка на повышенное напряжение и из-за сильного износа оборудования, электропоезда заменили на новые.
Источники информации:
История железнодорожного транспорта Советсткого Союза, в 3 томах, М., 2004.