Скоростные и высокоскоростные электропоезда

"И какие же русские не любят быстрой езды?" - эту цитату из поэмы Николая Гоголя знает, пожалуй, каждый в нашей стране. Эта национальная черта нашего характера всегда являлась движущей силой в решении задачи повышения скоростей движения. С первых дней существования железнодорожного транспорта началась гонка за скоростью.

Появлялись новые паровозы, вагоны, скорости росли, для надежной работы нужны новые рельсы, семафоры. Затем пришли электровозы, электропоезда. Потребовалась новая контактная сеть, высокое напряжение, специальные колеса, материалы... История повышения скорости движения - это история развития транспортных технологий.

В России главным пассажирским направлением считается линия между двумя столицами Санкт-Петербургом и Москвой длиной 650 км. Основные усилия по повышению скоростей движения прилагались именно на этом направлении. С 1851 года, когда открылось пассажирское движение на этой магистрали, время хода самого быстрого пассажирского поезда уменьшилось с 21ч45мин до 3ч40мин, а максимальная скорость движения увеличилась с 35 до 250 км/ч.

Минимальное время хода самого быстрого пассажирского поезда между Петербургом и Москвой. Инфографика
Инфографика: Как менялось время хода пассажирских поездов на линии Санкт-Петербург - Москва (с 1851 по 2015 год). Рисунок в высоком разрешении.
© Олег Назаров

Скоростное движение в железнодорожном понимании - это скорости более 140 км/ч, хотя, пожалуй, такими скоростями сегодня уже никого не удивишь. Следующая ступень - более 160 км/ч - задача, требующая уже неординарной инженерной мысли и инвестиций. Скорость движения более 200 км/ч классифицируется как высокоскоростное движение, которое требует применения специальных технологий, специально сконструированного подвижного состава с обтекаемыми формами кузова.

Скорости более 250 км/ч в эксплуатации, как правило, связывают со строительством выделенных высокоскоростных магистралей. Достижения некоторых развитых в этом отношении стран ограничиваются сегодня эксплуатационными скоростями 350-360 км/ч. Для поездов, двигающихся со скоростями свыше 360 км/ч, в 2007 году железнодорожное сообщество приняло термин "сверхвысокоскоростное движение".

Существует ли физический предел скорости безопасного движения в системе колесо-рельс? Будет ли побито достижение французов - установленный 3 апреля 2007 г. рекорд скорости 574,8 км/ч? Вероятно да. Но пока перед нами стоят более прозаические, но в то же время достаточно амбициозные цели - создать транспортную сверхвысокоскоростную транспортную систему со скоростями движения до 400 км/ч.

Зарождение скоростного движения в СССР

В 1935-36 годах на Коломенском заводе под руководством Л.С. Лебедянского был разработан проект паровоза серии К типа 2-3-2 с кожухом-обтекателем. Испытания таких кожухов и обтекаемых капотов, проведенные НИИЖТ совместно с Московским авиационным институтом в аэродинамической трубе, показали возможность существенного на 15-16% снижения сопротивления движению при скоростях 150-160 км/ч. В ноябре 1937 году паровоз был изготовлен, а в 29 июня 1938 года был установлен первый в СССР рекорд скорости 170 км/ч при движении на линии Ленинград – Москва с поездом в 14 осей.


1930-1978 гг. Зарождение скоростного движения на железных дорогах СССР

Скоростной электропоезд ЭР200

Легендарный электропоезд ЭР200 - визитная карточка железных дорог в 80-х и 90-х годах 20 века. Главный поезд главной железнодорожной линии, соединяющей две столицы самой великой страны. ЭР200 - первый серьезный опыт скоростного движения, опыт сложных задач и красивых инженерных решений, опыт побед и неудач. Это уникальный 25-летний опыт эксплуатации, не имеющий аналогов в других странах.


1967-2009 гг. История создания и эксплуатации электропоезда ЭР200

Скоростной электропоезд Сокол

Нет повести печальнее на свете, чем полная драматизма песня о "Соколе". Эту повесть несомненно надо знать, чтобы не повторять совершенных ошибок.


1991-2002 гг. История первой ВСМ и электропоезда Сокол

Высокоскоростные электропоезда Сапсан

Компании РЖД и Сименс в 2005 году заключили договор о проектировании, поставке и техническом обслуживании 8 высокоскоростных электропоездов. Односистемные электропоезда постоянного тока серии ЭВС1 предназначены для эксплуатации на линии Москва – Санкт-Петербург с максимальной скоростью 250 км/ч. Для эксплуатации на линии Москва – Нижний Новгород предусмотрена поставка 4 электропоездов в двухсистемном варианте серии ЭВС2. Для запуска этих электропоездов в эксплуатацию проведена грандиозная по масштабам работа, включающая разработку нормативной базы, комплексную модернизацию инфраструктуры, строительство нового депо, изменение технологии работы.


2005-2012 гг. История электропоездов ЭВС1, ЭВС2 Сапсан

Организация скоростного движения между Россией и Финляндией

Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения между Россией и Финляндией позволяет существенно улучшить ситуацию с организацией перевозок пассажиров между двумя странами, обеспечить увеличение пассажирооборота. В период времени с 2002 по 2010 год российскими и финскими специалистами велась работа по подготовке к реализации этого проета. За эти годы была существенно модернизарована инфраструктура в обеих странах, сняты все законодательные ограничения, создан новый электропоезд Sm6. Проект был запущен в эксплуатацию в конце 2010 года. Пассажиры получили новый современный сервис, который известен на рынке под маркой Allegro.


2002-2012 гг. История проекта Allegro и электропоезда Sm6

Скоростные достижения на железных дорогах колеи 1520 мм

Скоростные достижения
© Олег Назаров