Рижский вагоностроительный завод
Общие сведения
Рижский вагоностроительный завод, РВЗ (Rīgas Vagonbūves Rūpnīca, RVR) — одно из крупнейших машиностроительных предприятий на территории Латвии, поставщик вагонов трамваев и электропоездов для железных дорог колеи 1520 мм.
Предприятие «Акционерное общество вагоностроительных и механических заводов «Фениксъ» основано в 1895 году в столице Лифляндии русским промышленником Оскаром Фрейвиртом с разрешения Российского императора. Завод со дня основания специализировался на производстве товарных и пассажирских вагонов, «холодильных» вагонов и платформ. Завод был крупнейшим производителем вагонов в Российской Империи.
Производство вагонов электропоездов на заводе начато с 1947 года. В течение почти 50 лет Рижский вагоностроительный завод был единственным на территории СССР и одним из крупнейших в Европе производителей электро-, дизель-поездов и трамваев. Всего изготовлено около 20500 электровагонов для железных дорог СССР, стран СНГ, Болгарии и Сербии.
С настоящее время предприятие выполняет небольшие заказы по капитальному ремонту и модернизации железнодорожного подвижного состава и трамваев.
Предприятие входит в состав SIA «East-West Industrial Group».
Завод расположен в г. Рига, Латвия.
Серийные электропоезда производства РВЗ обозначаются индексом «ЭР» («Электропоезд Рижский»). С 1962 года принята четная нумерация серий для электропоездов постоянного тока (ЭР2, ЭР6, ЭР10, ЭР12, ЭР22, …), нечетная нумерация для переменного тока (ЭР7, ЭР9, ЭР11, ЭР29, …).
История завода
Создание и развитие производства
31 марта 1895 года русский промышленник австрийский подданный, владелец самого большого российского вагоностроительного предприятия «Руссо-Балт», Оскар Фрейвирт получил разрешение от Российского императора учредить «Акционерное общество вагоностроительных и механических заводов «Фениксъ» в столице Лифляндии. Для строительства завода была приобретена земля в Риге, около Псково-Рижской железной дороги. Был приглашен известный рижский архитектор Карл Иоганн Фельско. В конце 1897 года в литейных, кузнечных, слесарных и монтажных мастерских работало уже более 2000 рабочих. Предприятие выпускало товарные и пассажирские вагоны, «ледники», грузовые платформы. К 1902 году было выпущено около 7000 вагонов.
После технической реконструкции в 1910 году завод значительно увеличил выпуск продукции. Продукция завода имела постоянный спрос в России и за рубежом. В 1913 году было выпущено 4000 товарных и 200 пассажирских вагонов, включая – салон-вагон для царского двора России и пассажирские вагоны высшего класса для Италии. Рижские вагоны считались одними из лучших в России (лучше вагонов Пульмана того времени).
Первая Мировая Война серьезно повлияла на производство, работа завода была приостановлена. Перед наступлением немецких войск на территорию Латвии в 1915 году оборудование предприятия и рабочие были эвакуированы в центральную Россию, в город Рыбинск.
После войны и образования Латвийской Республики с 1919 по 1923-й годы на территории завода находились мастерские Главного управления железных дорог. Бывшие владельцы акций А/О "Феникс" в 1921 году заключили договор с концерном Буша в Бауцене о создании нового А/О "Объединение металлургических, локомотивных, вагоностроительных и машиностроительных заводов "Феникс". В 1923 году на заводе работало 305 рабочих на производстве металлоизделий для Латвийской железной дороги. Началось восстановление мастерских и цехов предприятия, внедрялись новые технологии, такие как электрическая плавка стали.
В 1928 году поступил заказ из Советского Союза на изготовление 1180 изотермических четырехосных вагонов. В этом же году на заводе началось производство трамваев, по заказу Рижского городского правления были выпущены первые 40 вагонов.
В 1936 по решению правительства Латвии завод "Феникс" был продан акционерному обществу промышленников Латвии "Vaigros".
С 1937 года завод стал производить современные пассажирские вагоны и усовершенствованные вагоны для грузовых перевозок. В этоv же году на заводе по лицензии компании "Ford Motor Company" началось производство трехтонных грузовиков "Ford-Vairogs V-8" с двигателем мощностью 85 лошадиных сил. С 1936 по 1940 на заводе выпускались автомобили Ford различных моделей.
После освобождения Латвии осенью 1944 года предприятие "Vairogs" было переименовано в "Рижский государственный вагоностроительный завод".
В 1945 году Совет народных комиссаров СССР своим указом определил меры по восстановлению завода и головную роль предприятия в производстве вагонов электропоездов пригородного сообщения для железных дорог СССР. В 1945 году была утвержден новый торговый знак предприятия – RVR.
С 1948 года на РВЗ из подмосковного Тушино было передано серийное производство трамвайных вагонов. Трамваи различных моделей производились на РВЗ вплоть до 1994 года.
С 1963 года на Рижском вагоностроительном заводе был изготовлен первый в Советском Союзе дизель-поезд ДР1 «Балтика». Дизель-поезда различных моделей производились и модернизировались на РВЗ до 2008 года.
Производство электропоездов
© Олег Назаров
Источники информации: Информационные материалы завода.