История электропоездов
Предыстория
Такие сложные виды техники, как электропоезда, не появляются вдруг. Их история - это история развития транспортных технологий от первых ключевых изобретений, таких как изобретение колеса или железной дороги, до применения электричества и электродвигателей.
Ниже представлен краткий обзор ключевых событий и изобретений, которые в итоге привели к созданию электропоездов в нашем современном понимании.
Модель первого колеса в музее истории Ирана.
Источник: Wikipedia.
2600 г. до н. э. – Изобретение колеса. Первое упоминание о колесницах в Месопотамских источниках (Штандарт из Ура).
6 век до н.э. – Построена первая гужевая дорога Диолкос через Коринфский перешеек.
312 г. до н.э. – Построена одна из самых ранних мощеных дорог - Аппиева дорога между Римом и Капуей, которая положила начало строительству сети таких дорог по всей Римской империи.
Пейтингерова таблица - одна из самых известных карт 5 века н.э. Длина оригинала карты — 6,75 м, а ширина — 0,34 м. На ней изображены дороги Римской империи, общая длина которых составляла около 200 тыс. км, а также отмечены города, моря, реки, леса и горы. На карте представлена вся Римская империя, Ближний Восток и Индия, отмечены Ганг, Шри-Ланка и Китай.
Источник: Wikipedia.
200 г. до н.э. – Изобретение фонаря в Китае.
1 век н.э. – Прототип паровой турбины описан в Героном Александрийским в трактате "Пневматика".
1500 г. – Леонардо да Винчи описал современный подшипник качения.
1662 г. – Блез Паскаль предложил общественный омнибус на конной тяге, который курсировал по установленному маршруту в соответствии с графиком и системой тарификации проезда.
1663 г. – Отто фон Герике изобрел один из первых электростатических генераторов, производящих электричество трением — шар из серы, натираемый руками. В 1672 году обнаружил, что заряженный шар потрескивает и светится в темноте (первым наблюдал электролюминесценцию). Кроме того, им было обнаружено свойство электрического отталкивания однополярно заряженных предметов.
Первые опыты с электричеством. Гравюра 1670 г.
Источник: Wikipedia.
1672 г. – Первые опыты Фердинанда Фербиста с паровым приводом для повозок.
1680 г. – Изобретен паровой котел — так называемый котёл Папина, сконструированный и изготовленный французским физиком и инженером Д. Папином.
1705 г. – Поршневой паровой двигатель Томаса Ньюкомена.
1740 г. – Жак де Вокансон представил его тележку с приводом от часового механизма.
1745 г. – Эвальд Юрген фон Клейст и Питер ван Мушенбрук изобрели электрический конденсатор — Лейденскую банку.
1762 г. – Российский инженер Иван Иванович Ползунов изобретает двухцилиндровую паровую машину, а в 1765 г. универсальную паровую машину.
1769 г. – Николя Жозеф Кюньо представил первый полноразмерный паровой автомобиль.
1784 г. – Уильям Мурдок построил работающую модель парового экипажа в Англии.
1800 г. – Алессандро Вольта изобрел вольтов столб (первый гальванический элемент).
1801 г. – Ричард Тревитик запустил полноразмерный паровой дорожный локомотив в Англии.
1803 г. – Ричард Тревитик построил 10-местный экипаж для Лондона (London Steam Carriage).
1804 г. – Ричард Тревитик построил прототип паровоза.
Поезд-аттракцион Ричарда Тревитика. Рисунок 1804 г.
Источник: Wikipedia.
1814 г. – Джорж Стефенсон построил первый железнодорожный паровоз, пригодный для практического использования.
1821 г. – Майкл Фарадей опубликовал научную работу о вращениях тока вокруг магнита и магнита вокруг тока, теоретически обосновавшую электродвигатель.
1825 г. – В Англии запущена в эксплуатацию первая железная дорога с паровозом "Ракета" Джоржа Стефенсона.
1830 г. – В России сделаны первые попытки использовать паровую машину на транспорте. Механик Е. А. Черепанов, с сыновьями Мироном и Аммосом, испытал «паровой дилижанс» на рельсовых путях Нижнетагильской железной дороги. Линия была запущена в эксплуатацию в 1834 г.
Модель паровоза Черепановых, представленный в музее ИрГУПСа.
Фото: Олег Назаров, 2005 г.
1836 г. – 15 апреля обнародован указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги.
1837 г. – 30 октября открыта первая железная дорога общественного пользования в Российской империи — Царскосельская железная дорога: Санкт-Петербург — Царское Село длиной 23 км (21 верста 294 сажени).
1838 г. – В России впервые применен для целей тяги электрический двигатель, разработанный Б.С. Якоби. Двигатель был установлен на лодке, перевозившей людей по реке Неве.
1846 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных паровозов.
1850 г. – В России на Александровском заводе в Петербурге начался выпуск первых серийных вагонов.
1851 г. – 1 ноября первый пассажирский поезд (6 вагонов трёх классов) проследовал по Николаевской железной дороге между Петербургом и Москвой за 21 час 45 минут.
1854 г. – В России введён первый график движения поездов на Петербург-Московской железной дороге.
Поезд Петербург - Москва, 1854 г.
Источник: Wikipedia.
1859 г. – Гастон Планте представил свинцово-кислотный аккумулятор.
1862 г. – В России построены первые железнодорожные тоннели на Петербурго-Варшавской железной дороге.
1864 г. – В России появилась первая «Кукушка» — этим именем петербургские дачники окрестили нештатный поезд местного сообщения, пущенный на линии Петергоф-Ораниенбаум.
1865 г. – В России создана вагонная тележка с двойным рессорным подвешиванием конструкции К.И. Рехневского.
1868 г. – Джорж Вестингауз изобрел прямодействующий воздушный тормоз для железнодорожных поездов.
1871 г. – В России введены единые для железнодорожной сети «Правила движения» и «Правила охранения, содержания и ремонта».
1871 г. – 30 декабря отправился первый скорый поезд Петербург-Москва с вагонами первого и второго классов, время в пути — 15 часов 45 минут.
1872 г. – В Москве начала действовать первая линия конки от Брестского (Белорусского) вокзала до здания Городской Думы (Исторический музей), приуроченная к открытию Политехнической выставки.
1872 г. – Фирма «Вестингауз» начала выпускать тормоза для подвижного состава с автоматическим управлением.
Автоматический пневматический тормоз Вестингауза, 1872 г.
Источник: Wikipedia.
1873 г. – В России на всех действующих железнодорожных линиях введено «Положение о сигналах», явившееся первым официальным документом по сигнализации и безопасности движения.
1873 г. – Эли Джанней в США изобрел железнодорожную автосцепку.
1873 г. – Зеноб Грамм представил современный электродвигатель постоянного тока.
1877 г. – В России в пассажирских вагонах применено паровое отопление, газовое освещение (вместо свечного).
1877 г. – В России на Моршанско-Сызранской железной дороге впервые проведены динамометрические и индикаторные испытания паровозов инженером В. И. Лопушинским.
1877 г. – Асинхронный электродвигатель Николы Тесла.
1879 г. – Электромеханик О.И. Графтио (отец Г.О. Графтио) совместно с инженером В.Д. Зальманом изобрёл и построил первый в России локомотивный скоростемер.
1881 г. – 11 (23) августа открыта конно-железная дорога в Воронеже - воронежский трамвай.
Проект троллейбуса, предложенный Вернером фон Сименс для Берлина. Почтовая открытка 1882 г.
Источник: Wikipedia.
1885 г. – В России введён «Устав железных дорог», разработанный в 1879 Н. О. Кульжинским.
1887 г. – В России в строящихся пассажирских вагонах газовое освещение заменено электрическим.
1889 г. – В России под Петербургом в Гатчине инженер И.В. Романов построил первую в России электрическую железную дорогу длиной 200 метров.
1891 г. – В России разработаны первые «Правила содержания и употребления подвижного состава».
1893 г. – В Санкт-Петербурге состоялся XX совещательный съезд представителей российских железных дорог, на котором впервые обсуждался вопрос о внедрении на подвижном составе автосцепки.
1906 г. – В России был выпущен первый двухэтажный пассажирский вагон.
1908 г. – В России, близ Царского Села, для ремонта царского поезда построен «железнодорожный сарай».
1911 г. – В России на Тамбовском вагоноремонтном заводе по предложению механика Н.К Галахова начали устанавливать на пассажирских вагонах усовершенствованную эллиптическую рессору.
1912 г. – Издан первый в России учебник «Электрическая тяга».
1912 г. – В России Ломоносовым Ю.В. основана первая в мире «Контора опытов над типами паровозов», в которой были разработаны методики обязательных испытаний образцов локомотивов перед организацией серийного производства, что положило начало проведению плановых тяговых испытаний.
1915 г. – В России начался выпуск специализированных вагонов-ресторанов с салоном для пассажиров и оборудованием для приготовления пищи и хранения продуктов, системами вентиляции, охлаждения воздуха и отопления.
© Олег Назаров.
Источник информации: Wikipedia.