История электропоездов. 1933-1949 гг.
Вторая и третья пятилетки
Второй пятилетний план развития народного хозяйства СССР утвержден XVII съездом ВКП(б) в 1934 году на пятилетний период с 1933 по 1937 годы.
Для поддержки роста промышленного и сельскохозяйственного производства, а также в связи с развитием новых индустриальных районов во второй пятилетке реализовывалась масштабная программа железнодорожного строительства, введены в действие крупные сооружения водного транспорта. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился за пятилетие более чем в 2 раза. В 1935 введена в эксплуатацию первая очередь Московского метрополитена.
Третий пятилетний план развития народного хозяйства СССР (1938 - 1942) проходил в условиях, когда начиналась Великая Отечественная война. Ассигнования на оборону пришлось резко увеличить: в 1939 году они составляли четвертую часть государственного бюджета, в 1940-м — уже до одной трети, а в 1941 году — 43,4%. Из-за начавшейся войны выполнение плана было сорвано.
Всего за период было построено более 18 тыс. км новых железнодорожных линий, электрифицировано - около 1800 км.
Электрификация пригородных участков по системе тяги постоянного тока напряжением 1500 В
Успехи электрификации и первые положительные результаты эксплуатации позволили Правительству принять стратегическое решение на расширение полигона электрификации железных дорог. Теперь планирование электрификации ж.д. осуществлялось в рамках пятилеток в увязке с развитием промышленности страны. За этот период были построены необходимые производственные мощности в электротехнической промышленности, создана научная школа электрической тяги,подготовлены специалисты-эксплуатационники.
С 1933 г. ряд пригородных участков начали постепенно переводить с паровой на моторвагонную тягу. В 1933 г. было открыто движение моторвагонных поездов на участке Москва – Обираловка (ныне Железнодорожная) Московско-Курской дороги. Электрификация Октябрьской дороги началась с пригородного участка Ленинград – Лигово, движение электропоездов на котором открылось 5 марта 1933 года. В 1933 году были также электрифицированы участки Ленинград – Новый Петергоф Октябрьской, Москва – Люберцы Московско-Рязанской дороги. В последующие годы на этих линиях электрифицированы постоянным током 1500 В участки Реутово – Балашиха, Новый Петергоф – Ораниенбаум, Лигово – Гатчина и Люберцы – Раменское. В 1936-1937 годах электрифицирован участок Минеральные Воды – Кисловодск Орджоникидзевской, в 1938-1939 годах – участок Москва-Каланчевская – Подольск Московско-Курской дороги.
Все пригородные направления, обслуживаемые электросекциями Св, прежде всего в Московском и Ленинградском узлах, оборудовались высокими пассажирскими платформами.
К началу 1941 году общая длина электрифицированных участков пригородного движения составляла 463 км. Во время Великой Отечественной войны была введена электрическая тяга на участках от Москвы-Каланчевской до станции Кунцево (ноябрь 1943 г.), от Москвы до Нахабино (февраль 1943 г.), Калининской (головной участок направления Москва – Рига) и участок Куйбышев – Безымянка Куйбышевской дороги (ноябрь 1944 г.).
В 1945 г. электрифицирован пригородный участок Москва – Домодедово Московско-Донбасской дороги. Дальнейшая электрификация на напряжении 1500 В проводилась в основном для расширения электрифицированных участков в Московском и Ленинградском пригородных узлах.
Решение о прекращении дальнейшей электрификации на напряжении 1500 В было принято в 1947 году, однако ввод в эксплуатацию вновь электрифицированных участков продолжался до 1949 года.
Источники информации:
1. История железнодорожного транспорта Советсткого Союза, в 3 томах, М., 2004.
2. Ратьковский И. С., Ходяков М. В. История советской России. СПб, 2001.