Электропоезда ЭВС1, ЭВС2 "Сапсан"
Общие сведения
Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 с конструкционной скоростью 250 км/ч модели Velaro Rus предназначены для перевозки пассажиров на высокоскоростных электрифицированных линиях колеи 1520 мм постоянного тока напряжением 3000 В и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц, оборудованных высокими пассажирскими платформами. Электропоезд создан по заказу ОАО РЖД компанией Siemens AG и изготовлен в Германии на заводе Крефельд. Разработка электропоезда была осуществлена в инженерных центрах компании Siemens в Эрлангене, Нюрнберге, Крефельде (Германия) и Граце (Австрия). Поставка комплектующих и подсистем осуществлялась с европейских предприятий компаний Siemens, Knorr-Bremse, Hübner, Dellner, Lucchini и др.
При разработке конструкции электропоезда и его систем специалисты компании Siemens в содружестве с российскими специалистами серьезно переработали базовую модель Velaro, предназначенную для европейского рынка. Прежде всего следует отметить, что была полностью переработана экипажная часть для возможности эксплуатации на дорогах колеи 1520 мм, разработаны новые алюминиевые кузова шириной 3265 мм под габарит Т и высоту платформ 1300 мм, обеспечена работа оборудования электропоезда и микроклимат внутренних помещений в зимних условиях при температурах наружного воздуха до -45°С. Изменена эргономика кабины машиниста, установлены российские системы обеспечения безопасности движения и интегрированы в систему управления поезда. Для «русификации» конструкции внесены изменения практически во все системы электропоезда.
Первый опытный электропоезд ЭВС2-01 был изготовлен в 2008 году в составе 10 вагонов. Наладка оборудования и предварительные испытания проводились в 2009 году специалистами разработчика, опытные поездки осуществлялись на Октябрьской дороге и на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ в Щербинке. Приемочные и сертификационные испытания проведены испытательными центрами ВНИИЖТ, ВНИИЖГ и ВЭлНИИ в 2009 году. В процессе испытаний достигнута максимальная скорость движения 291 км/ч.
Фото: Олег Назаров, 2009 г.
При испытаниях была подтверждена устойчивая работа систем и оборудования при максимальных скоростях движения до 250 км/ч. Конструкцией электропоезда предусмотрена возможность при необходимости с небольшими доработками повысить конструкционную скорость до 300 км/ч.
Электропоезда ЭВС под коммерческим брендом «Сапсан» эксплуатируются на Российских железных дорогах, начиная с 17 декабря 2009 года.
В 2012 году РЖД заказало дополнительную партию из 8 электропоездов ЭВС Сапсан-2, которые предназначены для эксплуатации на линиях постоянного тока в сдвоенном 20-вагонном варианте. В электропоездах введены три класса обслуживания пассажиров (первый, бизнес, эконом), установлены автоматические сцепные устройства Шарфенберг, модифицировано оборудование электропоезда. Параллельно с изготовлением новой партии Сапсан-2 были модернизированы и существующие электропоезда Сапсан.
Эксплуатация первого 20-вагонного электропоезда Сапсан-2 на линии Москва – Санкт-Петербург начинается 1 августа 2014 года, второго – в сентябре. К летнему графику 2015 года будут эксплуатироваться все электропоезда, что позволит ежедневно дополнительно перевозить 3-4 тыс. пассажиров.
В экспериментальных и исследовательских целях один из моторных вагонов электропоезда ЭВС1-16 оборудуется системой тягового электропривода с синхронными тяговыми двигателями на постоянных магнитах.
Обозначение и схемы формирования поездов
Вариант электропоезда, предназначенный для эксплуатации только на линиях постоянного тока, получил обозначение ЭВС1, а двухсистемный вариант (для линий постоянного и переменного тока) – ЭВС2. Обозначение ЭВС расшифровывается как «Электропоезд ВысокоСкоростной».
Первые 4 электропоезда серии ЭВС2 имеют номера 01..04, следующие 4 электропоезда серии ЭВС1 имеют порядковые номера 05..08. Каждый электропоезд ЭВС состоит из 10 вагонов. Электропоезда второй партии серии ЭВС1 имеют порядковые номера 09..16.
Каждый электропоезд состоит из 10 вагонов (2 секции по 5 вагонов), но изменение компоновки электропоезда не возможно, межвагонное сцепное устройство жесткое неавтоматическое, кабели между вагонами безразъемные. Процедура расцепки/сцепки вагонов достаточно трудоемка и может осуществляться только в деповских условиях с применением специального инструмента. Электропоезда ЭВС – первые в России поезда постоянного формирования.
Головные вагоны электропоездов с номерами 01..08 оборудованы автосцепными устройствами с контуром зацепления СА-3. Для формирования сдвоенных составов головные вагоны электропоездов ЭВС1 с номерами 09..16 оборудованы автоматическими сцепными устройствами типа Шарфенберг с автоматическим соединением электрических и пневматических магистралей, которые позволяют проводить оперативное формирование 20-вагонных электропоездов.
Источник: Сименс, 2009 г.
© Профессионально об электропоездах, 2014 г.
Электропоезда двухсистемные серии ЭВС2 и постоянного тока серии ЭВС1 формируются из унифицированных вагонов. Схемы формирования этих электропоездов отличаются одним вагоном: в состав электропоезда ЭВС2 двухсистемного постоянного и переменного тока вместо немоторного вагона типа MW включается немоторный вагон типа TR, оснащенный токоприемником переменного тока, главным выключателем и тяговым трансформатором.
© Профессионально об электропоездах, 2014 г.
Нумерация вагонов существенно отличается от стандартной схемы, принятой для пригородных электропоездов. Для высокоскоростных электропоездов Сапсан ОАО РЖД впервые приняло решение включить в схему нумерации вагонов электропоездов код дороги приписки поезда. Так обозначение вагона ЭВС2-001003 означает "головной моторный вагон номер 10 электропоезда ЭВС2-03 приписки Октябрьской дороги".
Основные параметры
© Профессионально об электропоездах, 2014 г.
1. Информационные материалы разработчика.
2. Технические особенности высокоскоростного электропоезда Velaro Rus. Техника железных дорог, 2009, №1.