Электропоезда ЭВС1, ЭВС2 "Сапсан"

Эксплуатация

Высокоскоростные электропоезда ЭВС1 и ЭВС2 с конструкционной скоростью 250 км/ч модели Velaro Rus предназначены для перевозки пассажиров на высокоскоростных электрифицированных линиях колеи 1520 мм постоянного тока напряжением 3000 В и переменного тока напряжением 25 кВ частотой 50 Гц, оборудованных высокими пассажирскими платформами.

После испытаний были внесены незначительные доработки в конструкцию, откорректировано программное обеспечение. Коммерческая эксплуатация электропоездов с пассажирами началась 17 декабря 2009 года.

Эффективность проекта Сапсан определяется комплексом экономических, эксплуатационных и социальных эффектов, связанных с существенным сокращением продолжительности поездки. В 2010 году на поездах Сапсан было перевезено около 25% всех пассажиров между Санкт-Петербургом и Москвой. Росту популярности способствовала гибкая тарифная политика ОАО РЖД. Число высокоскоростных ниток в графике на этом направлении постоянно увеличивалось, в августе 2010 года ежедневно курсируют уже 7 пар поездов. С 30 июля 2010 года после реконструкции нового участка открыт новый маршрут Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород (1 пара поездов в сутки) с максимальной скоростью 160 км/ч. С 9 августа 2010 года в графике оборота задействованы 8 составов электропоездов ЭВС1 и ЭВС2. В августе 2014 года в эксплуатацию введена первая пара электропоездов ЭВС2 Сапсан-2 второй партии.

Высокоскоростной  электропоезд Сапсан в депо Металлострой Высокоскоростной электропоезд ЭВС2-04 "Сапсан" в депо Металлострой.
Фото: Олег Назаров, 2010 г.

Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом длиной 644 км электропоезда преодолевают за 3ч45мин – 3ч50мин при движении без остановок на промежуточных станциях с максимальной скорость 250 км/ч. Маршрутная скорость движения составляет 168 км/ч. Выполнение графика движения составляет 98%, среднее заполнение поездов пассажирами – более 90%.

Система ремонта

Для электропоездов ЭВС разработана система технического обслуживания и ремонта, учитывающая фактические пробеги электропоездов в графике оборота. В основу системы положен годовой пробег электропоезда 450-500 тыс. км и необходимость проведения осмотра ходовых частей с периодичностью не более 5000 км.

План проведения технического обслуживания и ремонта электропоездов ЭВС1 и ЭВС2
Источник: Сименс, 2009 г.

Для проведения технического обслуживания и ремонта электропоездов Сапсан было полностью реконструировано моторвагонное депо ТЧ-10 Санкт-Петербург–Московское (Металлострой) Октябрьской железной дороги. Техническое обслуживание электропоездов осуществляется в основном в ночное время, кроме крупных видов ремонта.

В новом депо принята в эксплуатацию Система автоматического управления процессами ТО и ремонта СММS, которая позволяет принимать сообщения о неисправностях от системы диагностики поезда во время его нахождения на маршруте, планировать проведение работ по их устранению и информировать о необходимости в запасных частях.

Информационное табло системы CMMS в цеху депо Металлострой
© Профессионально об электропоездах, 2010 г.

Цех ТЧ-10 оснащен технологическим оборудованием с таким расчетом, чтобы все работы, в том числе по замене неисправных блоков и отдельных единиц оборудования, проводить во время планового технического обслуживания. Производственный цех оборудован тремя участками пути, длина которых позволяет обслуживать десятивагонный поезд целиком, каждый путь электрифицирован двумя системами электроснабжения (3 кВ постоянного тока и 25 кВ переменного тока). Вместо обычного контактного провода в цехе применена система токосъема с отводной контактной шиной.

Для обеспечения доступа к подвижному составу на каждом пути оборудованы эстакады, на всех уровнях каждой из эстакад обустроены подвесные сервисные площадки: для входа в вагон - на высоте 1,36 м от уровня головки рельса и выхода на крышу — на высоте 4 м. Такая конструкция позволяет обеспечить доступ работников к оборудованию электропоезда в любом месте.

Электропоезда ЭВС в цеху депо Металлострой
© Профессионально об электропоездах, 2010 г.

На одном из пути расположены две установки, позволяющие проводить замену тележки, исключая необходимость подъемки вагона, а поворотные круги обеспечивают передачу тележек от места хранения к месту подкатки под кузов.

© Олег Назаров

Источники информации:
1. Информационные материалы разработчика.
2. Депо «Металлострой», Техника железных дорог, 2009, №3.