Электропоезда ЭВС1, ЭВС2 "Сапсан"

Салон

Проектная компоновка салонов электропоезда предполагала места для размещения 604 пассажиров, однако с началом эксплуатации появилась необходимость в оптимизации схем обслуживания и размещения пассажиров. На первом этапе эксплуатации для пассажиров бизнес-класса было выделено 2 вагона (номера 1 и 2, всего 104 места). С 2014 года после модернизации салонов в вагоне 1 предусмотрены места для пассажиров первого класса (23 места), в котором установлены широкие комфортные кресла (схема размещения 1+2), в головной части оборудовано купе для переговоров.

Высокоскоростной  электропоезд Сапсан Высокоскоростной электропоезд ЭВС1-06 "Сапсан" на станции Окуловка.
Фото: Олег Назаров, 2010 г.

Пассажиры эконом-класса размещаются в 7 вагонах (номера 3-4 и 6-10, всего 388 мест), в 6 вагоне предусмотрено место для пассажира в инвалидной коляске. В 5 вагоне оборудован буфет со столиками для приема пищи (40 мест). Общее число мест для пассажиров в десятивагонном поезде – 502. Дополнительные кресла в салонах головных вагонов используются для служебных нужд.

Кресла располагаются с обеих сторон салона, ширина центрального прохода составляет не менее 730 мм. Все кресла в салонах имеют регулируемые спинки, откидные столики, подлокотники и опоры для ног. На спинках кресел установлены съемные подголовники. Кресла в салонах бизнес-класса имеют темную кожаную обивку, туристического класса – синюю тканевую из трудногорючих материалов. Широкие комфортные кресла в салонах первого класса имеют кожаную обивку, оборудованы пультом управления эргономическими настройками, расположение выдвижного столика – в подлокотнике под левой рукой, кресла в вагоне первого класса можно развернуть по ходу движения.

Окна вагонов выполнены из затемненных стеклопакетов из закаленного и многослойного стекла с применением противоударных пленок. Размер окон 1310x660 мм. С каждой стороны вагона предусматриваются 2 окна для аварийного выхода, в этих окнах в стеклопакетах, собранных из термически предварительно напряженного безосколочного стекла и химически предварительно напряженного стекла, имеется встроенный механизм безопасного разбивания, обозначенный на окнах красной круглой меткой. Все окна оснащены полупрозрачными солнцезащитными шторами.

Между сидениями, размещенными напротив друг друга, установлены приоконные столы, которые совмещены с окнами для аварийного выхода. Под сиденьями, которые находятся возле окон аварийного выхода, хранятся спасательные лестницы.

Схема размещения пассажиров в салонах электропоездов ЭВС1 и ЭВС2 с 2014 года.
Источник: Сименс, 2013 г.

Стол у места для инвалидов в колясках в вагоне ВАТ визуально оформлен, как и другие приоконные столы. Однако их конструкция учитывает особые потребности инвалидов в колясках, у этого стола нет ножки и он может откидываться вверх. В месте размещения инвалидных колясок имеется кнопка вызова проводника, вблизи находится специальный туалет, рассчитанный на использование инвалидами в колясках, который оснащен кнопкой аварийного вызова. Инвалид в коляске может въехать с платформы в поезд по переносной рампе.

Стеклянные полки для багажа, небольших сумок, одежды и вещей расположены над окнами по всей длине салонов. Между креслами в салонах установлены также стеллажи для крупного багажа. В центральной части салона имеется шкаф для верхней одежды.

Основное внутреннее освещение осуществляется непрямым рассеянным светом, большая часть лучей светильников направлена на стены и потолок. У каждого места имеется индивидуальный светильник с галогеновым источником света. Аварийное освещение – светодиодное.

Салон электропоездов ЭВС1 и ЭВС2 до 2014 года.
Источник: Сименс, 2009 г.

Плавающая плита пола всех пассажирских салонов обладает свойствами гашения шума, в т.ч. числе благодаря ковровому покрытию. В тамбурах на пол настелен специальный термолинолеум, устойчивый к реагентам, которыми посыпают улицы в холодное время года. Боковые стенки салонов облицованы ударопрочным стеклопластиком.

Климатическая установка расположена на крыше вагона в зоне тамбуров, система забора наружного воздуха обеспечивает его фильтрацию и предварительную очистку. Предусмотрены летний и зимний режимы работы системы вентиляции, при этом летом охлажденный воздух поступает в вагон сверху и снизу, а зимой нагретый воздух поступает через решетки около боковых стен вагона и пола. Система отопления работает от поездной сети 3000 В, что позволяет обеспечивать резервирование отопления в случае выхода из строя вспомогательных преобразователей или бортовой сети 440 В, отопление при этом обеспечивается напрямую от контактной сети.

В каждом вагоне находится переговорное устройство, доступ к которому имеет проводник. В головных вагонах дополнительно установлено переговорное устройство для машиниста, а в купе начальника поезда — переговорное устройство, с которого можно делать объявления по всему поезду. Начальник поезда имеет доступ к системе информирования пассажиров. С ее помощью осуществляется управление наружными и внутренними информационными табло, на которых отображается необходимая для пассажиров информация. Пассажиры имеют возможность вызова проводника с помощью специальной кнопки с синей подсветкой, расположенной над креслом. Аналогичные кнопки установлены в туалетах.

Каждый вагон, кроме головных, оборудован двумя модульными туалетами с полукруглыми дверями. В тамбурных зонах около туалетов предусмотрены места раздельного сбора мусора и технические шкафчики для инвентаря.

© Олег Назаров

1. Информационные материалы разработчика.
2. Технические особенности высокоскоростного электропоезда Velaro Rus. Техника железных дорог, 2009, №1.