Электропоезд переменного тока ЭД9Т

Опытный десятивагонный электропоезд ЭД9Т-0001 был изготовлен ОАО “Демиховский машиностроительный завод” (ОАО “ДМЗ”) в сентябре 1995 г. На электропоезде смонтировано электрооборудование ГАО “Рижский электромашиностроительный завод” (ГАО “РЭЗ”), АО “Estel Pluss” (г. Таллинн), Запорожского трансформаторного завода. Техническая документация на электропоезд разработана отделом главного конструктора ОАО “ДМЗ”.

Электропоезд ЭД9Т-0001.
Фото: Олег Назаров, 1995 г.

Электропоезда ЭД9Т и ЭР9Т производства ГАО "Рижский вагоностроительный завод" по механической и электрической части практически одинаковы. На новом поезде нет системы ПВКТ (поосного выравнивания коэффициентов тяги). В то же время на электропоезде ЭД9Т применены следующие новые технические решения, системы и оборудование:

  • длина вагонов увеличена с 19,6 до 21,5 м, за счет чего увеличены полезная площадь тамбуров и ширина дверей с 980 до 1250 мм;
  • применены унифицированные с электропоездами постоянного тока ЭР2Т, ЭД2Т новые тяговые двигатели (ТД) 1ДТ.003.11 мощностью 220 кВт вместо РТ51М.1 мощностью 190 кВт и однополюсные электропневматические линейные контакторы (ЛК) 1КП.005.9 вместо двухполюсных ПК306;
  • применена новая система регулирования в режиме реостатного торможения;
  • использованы модернизированные электронные блоки защиты (БЗТ), реле ускорения (БРУ), торможения (БРТ), управления торможением (БУТР) и др.;
  • введена система автоматического замещения реостатного тормоза электропневматическим в случае неисправности первого;
  • применены дискретные устройства контроля скольжения колесных пар;
  • введена система оперативного отключения силовых цепей ТД тележки при неисправности одного из них и применена новая схема подключения реле боксования и реле разносного боксования;
  • применен новый блок ускоренного отключения воздушного выключателя;
  • предусмотрена возможность подключения прицепного вагона к секции М+П и М+Г.

    Главной особенностью электропоезда ЭД9Т-0001 является использование новой системы регулирования в режиме реостатного торможения. В этой системе в тормозном режиме якоря ТД соединены в два контура. С помощью тормозного контроллера осуществляется переключение резисторов, при этом обеспечивается семь ступеней реостатного торможения. На 12 позиции включается электропневматическое дотормаживание.

    Возбуждение ТД в тормозном режиме производится от секции 0 - 4 тяговой обмотки силового трансформатора через полууправляемый мост, который позволяет регулировать ток возбуждения ТД.

    Контроллер машиниста (КМ) имеет четыре тормозных положения. В первом и втором положениях осуществляется реостатное торможение с пониженным усилием. В третьем положении КМ осуществляется реостатное торможение с нормальной уставкой. В четвертом положении КМ электрическое торможение моторных вагонов дополняется электропневматическим торможением прицепных и головных вагонов.

    Система управления реостатным торможением СУРТ регулирует токи якорей ТД в режиме реостатного торможения при разных значениях ступеней тормозных резисторов и поддерживает ток возбуждения ТД постоянным при достижении заданного значения.

    В схеме электропоезда предусмотрено три ступени защиты при боксовании и юзе: дискретные устройства контроля скольжения колесных пар; реле боксования (РБ), реагирующие на разность напряжения на коллекторах ТД; реле разносного боксования (РРБ), отключающие режимы тяги и электрического торможения при разности напряжений на коллекторах ТД, превышающей 706±50 В.

    Дискретные устройства контроля скольжения колесных пар (ДУКС) установлены на всех вагонах электропоезда. Один комплект включает в себя четыре осевых импульсных датчика скорости, установленных на всех осях вагона, логический блок и четыре электропневматических сбрасывающих клапана, соединенных с тормозными цилиндрами.


    В октябре-ноябре 1995 г. после контрольного пробега 5000 км без пассажиров в депо Горький-Московский Горьковской дороги на экспериментальном кольце ВНИИЖТ были проведены приемочные тягово-энергетические испытания, целью которых являлось определение основных показателей электропоезда и оценка соответствия их нормативно-техническим документам, проверка работоспособности и эффективности его электросистем в расчетном и нештатных режимах движения, испытания систем защиты тягового электрооборудования при аварийных режимах. Испытания включали:

  • определение тяговых и тормозных показателей электропоезда, энергетических показателей, технической скорости в расчетном режиме движения;
  • определение превышения температуры обмоток основного силового электрооборудования над температурой окружающей среды;
  • оценку функциональной работоспособности оборудования и систем электропоезда в нештатных и аварийных режимах.

    В середине декабря 1995 г. электропоезд был введен в эксплуатацию в депо Иркутск-Сортировочный Восточно-Сибирской дороги.

    Комплект электрооборудования, разработанный для ЭД9Т, АО РЭЗ также поставлял на РВЗ для установки на электропоездах ЭР9ТМ. До сих пор эти электропоезда поставлялись только в Белоруссию.

    © Олег Назаров