Проект электропоезда постояного тока ЭР30
Технический проект
Планировки салонов достаточно традиционны для рижских электропоездов. Кресла расположены с двух сторон от центрального прохода по схеме 3+3. Широкие входные тамбуры и широкие двери для входа пассажиров предназначены для ускорения пассажирообмена на остановках.
На стадии технического проекта уделили большое внимание конструкторско-художественному оформлению электропоезда. Были созданы планшеты цветового решения внешнего вида и планировки вагонов, интерьера кабины машиниста и цветового решения кабины и пассажирского салона. Созданы новые эргономические схемы рабочего места локомотивной бригады.
В кабине машиниста предусмотрена установка системы кондиционирования воздуха. В летнее время она может снижать температуру воздуха в помещении по сравнению с наружной на 11°С.
Предусмотрено применение нового компрессора с более высокой производительностью 1 м3/мин воздуха.
При проектировании выполнен большой объем прочностных расчетов основных узлов головного и моторного вагонов. Их результаты, расчеты тормозных путей и теплотехнических характеристик ограждений кабины машиниста и пассажирского салона позволили утверждать, что разработанные конструкции обладают достаточной прочностью и не превышают величин, установленных техническим заданием.
Источник: РВЗ.
Электрическое оборудование
Для электропоезда ЭР30 разработан специальный тяговый двигатель 1ДТ.13 мощностью 280 кВт, что на 16% больше чем мощность двигателя 1ДТ.003.4, применяемого на электропоездах ЭР2Р. Масса новой электрической машины на 10% меньше, чем серийной.
Силовая схема моторного вагона включает 4 последовательно соединенных тяговых двигателя с номинальным напряжением 750 В. Для регулирования напряжения и тока якорей применен преобразователь с естественным охлаждением от набегающего потока воздуха при движении. Тиристорный импульсный преобразователь (ТИП) обеспечивает плавное регулирование и возбуждение тяговых двигателей в режимах пуска и электрического торможения, оперативное отключение тока в цепи двигателей для обеспечения работы коммутационных аппаратов. Кроме того, При электрическом торможении достигается плавное перераспределение электроэнергии между контактной сетью и тормозными резисторами в зависимости от уровня напряжения на токоприемнике.
Благодаря применению ТИП и многих современных технических решений в проекте комплекта электрооборудования существенно сокращено количество аппаратов с подвижными частями, требующими увеличенного объема текущих ремонтов. Например, исключены силовой контроллер, тормозной переключатель и др. Резко снижена, а в значительной мере полностью исключена токовая нагрузка при оперативных отключениях силовых контакторов. Это дает основание предполагать, что надежность работы электропоезда значительно увеличится.
Электрические схемы разработаны с учетом работы поезда в новых режимах. Так, предусмотрено автоматическое рекуперативное торможение, совместное использование рекуперации и электропневматического торможения прицепных и головных вагонов, постоянство ускорения и замедления в диапазоне наибольших пусковых и тормозных усилий и др.
Специалисты применили ряд новых аппаратов и приборов, повышающих надежность. К ним относятся, например, электронные противоюзно-противобоксовочные устройства. Они автоматически обнаруживают юз и боксование колесных пар и подают сигнал в схему управления пуском и торможением. Устройство осушки сжатого воздуха уменьшает вероятность выпадения конденсата в тормозных и пневматических приборах.
Источник информации:
1. Дымант Ю.Н. Электропоезд ЭР30 / Электрическая и тепловозная тяга, 1987, №10.
2. Материалы завода-изготовителя.