Электропоезд переменного тока ЭР9Е

В эксплуатации было значительное число отказов выпрямительной установки УВП-3 электропоездов ЭР9П и ЭР9М. С целью повышения надежности работы выпрямительной установки Таллинским электротехническим заводом совместно с ВНИИЖТ была разработана выпрямительная установка УВП-5 на циклоустойчивых таблеточных диодах ВЛ-320, а затем на ДЛ123-320. Охлаждение диодов осуществлялось встречным потоком воздуха при движении поезда. Конструкция тягового трансформатора и сглаживающего реактора тоже изменилась. Они были объединены в один блок с масляным охлаждением. Охладитель масла трансформаторно-реакторного блока охлаждался также встречным потоком воздуха. Таким образом, вентилятор охлаждения выпрямительной установки, находившийся на электропоездах ЭР9П и ЭР9М на валу фазорасщепителя, был исключен. Электропоезду было присвоено обозначение ЭР9Е. Были изготовлены два электропоезда №565 и №572.

Электропоезд ЭР9Е-565
Фото: РВЗ.

На этих электропоездах была применена схема поосного выравнивания коэффициента тяги, заключавшаяся в том, что при пуске поезда на полном поле передние по ходу тележек тяговые двигатели работали с дополнительным ослаблением возбуждения. Это позволило поднять уставку пускового тока по условиям сцепления с 375 до 425 А и увеличить ускорение при пуске.

На электропоезде ЭР9Е были также применены электронное реле ускорения с возможностью семиступенчатого регулирования уставки пускового тока и зарядное устройство аккумуляторных батарей с электронным управлением.

Электропоезда ЭР9Е выпускались РВЗ серийно с №590.

© А.Ю.Белокрылин