Опытный электропоезд постояного тока ЭР2А

В 1972 г. на Октябрьском электровагоноремонтном заводе по проекту Проектно-конструкторского бюро ЦТ МПС, выполненному на основе разработок Прибалтийской дороги, был переоборудован шестивагонный электропоезд ЭР2-596 для использования его в качестве контактно-аккумуляторного шестивагонного поезда. Под кузовами промежуточного и головных прицепных вагонов были укреплены ящики для размещения аккумуляторной батареи.

Пуск электропоезда, рекуперативно-реостатное электрическое торможение и заряд аккумуляторной батареи на этом поезде могли осуществляться с помощью тиристорных устройств, расположенных в тамбурных шкафах моторных вагонов.

Предусмотрели следующие режимы работы электропоезда: питание тяговых двигателей от контактной сети с одновременным зарядом аккумуляторной батареи, питание двигателей от контактной сети без заряда аккумуляторной батареи, питание двигателей от аккумуляторной батареи.

В качестве аккумуляторной батареи в соответствии с техническим заданием предусматривалась установка на каждом прицепном вагоне по 672 таблеточных аккумуляторных элементов типа ТЖНТ-400, включенных последовательно (2016 элементов общим весом 40 те). Электропоезд, получивший обозначение ЭР2А-596, поступил на Прибалтийскую дорогу без аккумуляторной батареи. При этом вес каждого моторного вагона составил 59,5 тс головных — по 41,2 тс и промежуточного прицепного — 40,2 тс. В период 1973—1975 гг. на электропоезде проводились экспериментальные работы по проверке тиристорных устройств как при пуске, так и при электрическом торможении: на моторном вагоне 10 рекуперативно-реостатного торможения по схеме, разработанной Уральским электромеханическим институтом инженеров железнодорожного транспорта и Прибалтийской дорогой (с постоянной частотой в каждой фазе 400 Гц); на вагоне 04 первоначально чисто реостатного торможения по схеме, разработанной Прибалтийской дорогой совместно с РФ ВНИИВ, затем чисто рекуперативного и далее рекуперативно-реостатного; на вагоне 02 - рекуперативно-реостатное, как и на вагоне 04.


Источник информации: В.А. Раков, Н.А. Сергеев (Локомотив, 1992, №2-3).