Электропоезда ЭР2К, ЭР2М, ЭМ1К, ЭМ2К, ЭМ2
К 1995 г. железные дороги России располагали парком около 15000 вагонов электропоездов. Более половины парка подлежало исключению из инвентаря по сроку службы. Расчеты показывают, что поставка новых вагонов даже в объеме 500 вагонов в год приведет к тому, что еще в течение 15-20 лет будут вынужденно эксплуатироваться до 7000 вагонов со сроком службы более 28 лет. С учетом прогнозируемого увеличения объема пригородных перевозок потребуется поэтапное наращивание мощностей заводов по производству пригородных электропоездов и поставки не менее 850 вагонов в год. Увеличение объема закупок новых электропоездов позволит существенно увеличить темп списания вагонов и качественно улучшить структуру парка.
В условиях, когда отечественная промышленность не может за короткий промежуток времени существенно увеличить объем выпуска вагонов, для сохранения количественного состава эксплуатируемого парка и обеспечения требований безопасности движения в качестве вынужденной меры было необходимо принятие мер по продлению сроков эксплуатации электропоездов ЭР2 и ЭР9 действующего парка путем проведения капитальных ремонтов с продлением сроков службы (КРП) на 15 лет.
В 1995 г. была разработана и утверждена Программа "Капитально-восстановительный ремонт вагонов электропоездов после 20 лет эксплуатации". Поэтапное выполнение этой Программы включало следующие работы:
- оценку технического состояния электропоездов разных лет постройки;
- обоснование выбора типа электропоездов для проведения КРП;
- разработку вариантов восстановления кузовов вагонов и его основных несущих конструкций;
- разработку технологии противокоррозионной защиты кузовов и применение негорючих и трудногорючих материалов в конструкции вагона;
- разработку технологии ремонта электрооборудования;
- разработку нормативно-технической документации.
К 2003 году были разработаны все необходимые технологии, техническая документация, определен порядок сертификации таких электропоездов. Базовыми предприятиями по проведению КРП определены Московский локомотиворемонтный завод (для электропоездов постоянного тока) и Красноярский вагоноремонтный завод (переменного тока). Электропоезда после КРП получают новый индекс "К" в обозначении серии. Например, ЭР2 после КРП - ЭР2-К.
Кроме того, большой объем заказа на КРП электропоездов для Московской ж.д. взяло на себя молодое предприятие АО "Спецремонт", ранее поставлявшее отдельные узлы и детали для ремонта электровозов и электропоездов.
В 2000 г. АО "Спецремонт" была разработана концепция поэтапной модернизации подвижного состава, предусматривающая последовательное внедрение при капитальных ремонтах электропоездов новых систем, оборудования, узлов и агрегатов по мере их создания.
Несколько раз предпринимались попытки изменить обозначение серии модернизированного электропоезда, чтобы отметить его московское происхождение и как можно скорее забыть рижское. После нескольких вариантов наконец тихо договорились с МПС переименовать все модернизированные электропоезда в "Электропоезд Московский" - ЭМ. Электропоезда ЭМ2 во всех его модификациях назвали "Концептуальным" (или "Концепт").
Фото: Иван Андреев, 2005 г.
При разработке "Концепта" не были спрогнозированы серьезные сложности, которые позже возникли в связи с необходимостью проведения работ по сертификации и допуску электропоездов к эксплуатации. К 2005 году электропоезда ЭМ2 еще не были сертифицированы, поэтому от неудачной "концепции" пришлось отказаться, но уже без шумной рекламной кампании.
Основным видимым отличием модернизированных электропоездов - форма лобовой части головного вагона. Цель - во-первых, улучшение условий труда локомотивной бригады и, во-вторых. поиск своего отличительного стиля. При этом использовались разработки ОАО "ДМЗ" (серийные кабины электропоездов ЭД4М), компании "RPM-RRA" (Рига, Латвия), в которой c 1992 г. работают бывшие сотрудники РВЗ (RVR), и позже уже действительно оригинальная разработка АО "Спецремонт" совместно с компанией "RPM-RRA" (впервые применена на электропоезде ЭМ2И-001). Иногда кабина электропоезда не заменялась.
Фото: ВНИИЖТ, 2000 г.
Другим видимым отличием являются внутренние интерьеры салонов. Применены новые пластики, стеклопакеты, пассажирские кресла. Лампы накаливания заменены на люминисцентные. В салонах установлены информационные табло, системы пожаротушения и видеонаблюдения. Изменена конструкция системы вентиляции и отопления.
Надо отметить, что изменение внешнего вида и интерьера электропоездов при капитальном ремонте - распространенная практика во всем мире. Обычно это делается для улучшения имиджа транспортной компании - "забота о пассажире" малыми затратами, при этом создается видимость регулярного обновления парка.
К сожалению, в России малыми средствами не получилось, длительно обсуждался вопрос, выгодно ли КРП Россиийским железным дорогам при стоимости модернизации больше, чем стоимость новых электропоездов. Решили - если модернизация от Спецремонта, то выгодно. Принято решение, что КРП - вынужденная мера, временное решение проблем обновления парка. КРП должно стать мостиком к созданию электропоездов "нового поколения".
Фото: ОАО РЖД, В. Назимкин, 2000 г.
Перечень обязательных работ при КРП
Применена экипажная часть ЭР2 в варианте для КРП: колесная пара С201 с цельнокатаными колесами и S-образным диском. измененная конструкция редукторного узла. Косозубая тяговая передача выполнена с углом наклона зубьев 11°40' и модулем 10, конструкция узла малой шестерни - модульная, обеспечивающая использование конических опорных подшипников с регулировкой осевых зазоров в заводских условиях. Контактные уплотнения позволили сделать эти подшипники практически необслуживаемыми.
Полость редуктора герметизирована от утечек масла, что позволяет использовать высокоэффективные трансмиссионные сорта масел для смазки зубчатой передачи и повышения ее ресурса и надежности работы. Редуктор снабжен незамерзающим безнабивочным сапуном.
Все внесенные исзменения в конструкцию позволили сделать действительно малообслуживаемый и надежный экипаж, убрав многие старые болезни ЭР2.
Электрооборудование напротив изменено мало.
Фото: Олег Назаров, 2010 г.
Фото: Олег Назаров, 2010 г.