Служебные электросекции и электромотрисы
Общие сведения
Для служебных поездок на железных дорогах обычно используются специально оборудованные дизельные автомотрисы, чаще всего серии АЧ2. Известные недостатки автомотрис - шум, вибрация, выхлопные газы, низкие ускорения и невысокая скорость - затрудняют выполнение важных служебных заданий. Поэтому дорожная инженерная мысль всегда стремилась приспособить более быстрые и экологичные электропоезда для указанных задач.
Применяемые решения на разных дорогах примерно одинаковы (может за исключением частностей). Используется моторный вагон, часто списанный, на котором монтируется полный комплект электрооборудования головной секции (головного и моторного вагонов). Вместо тамбура приваривается кабина управления (или две кабины с двух сторон), планировка салона выбирается с учетом целевого использования мотрисы. Как правило, в салоне оборудуется зал совещаний, кухня, санузел и одно или два купе для отдыха.
Главное, чем можно выделиться перед другими, - это внешний вид. Начиная с середины 2000-х годов воображение на сети разыгралось с особой силой.
Всего на разных дорогах было изготовлено несколько десятков служебных электромотрис. Ввиду неофициальности такого рода модернизаций, точная информация об их количестве, о примененных конструкторских решениях и технических характеристиках, как правило, отсутствует в технических архивах МПС и РЖД. Обязательная с 1998 года сертификация модернизированных электромотрис и испытания никогда не проводились.
Известные модернизации
Ниже представлены некоторые из известных вариантов модернизации серийных электропоездов в служебные электросекции и электромотрисы.
Фото: Олег Назаров, 2008 г.
Фото: Олег Назаров, 2007 г.
Использованный источник информации:
Раков В.А. Локомотивы и моторвагонный подвижной состав. В 3 томах.