Технологии

Непрофессиональный взгляд на электропоезда

Электричка – этим теплым, почти домашним, ласковым словом пассажиры обычно называют пригородные поезда.

Пригородные электрички – популярный вид транспорта, в России ими перевозится более 1,5 миллиардов пассажиров ежегодно потому, что именно электричка обеспечивает удобную и надежную связь с городом. Расписание электричек определяет график и ритм жизни людей, проживающих в пригородах и ежедневно использующих этот вид транспорта при поездках на работу или по делам. А в выходные дни, благодаря электричкам, красоты природы становятся ближе горожанам.

Многие пользуются электричками и для внутригородских поездок, при этом не все догадываются, что такие сугубо городские транспортные средства, как поезда метрополитена и трамваи, имеют очень близкие родственные связи с обычными "зелеными" электричками, история их появления и совершенствования – это одна общая история.

Ускоряющийся процесс урбанизации обусловливает необходимость форсированного развития внутригородских и пригородных железнодорожных перевозок. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что пассажиры электричек тратят значительно меньше времени на передвижение между городом и пригородами. Пробки на автомобильных дорогах – прогрессирующая болезнь городов, которой практически не подвержены железные дороги. Именно поэтому даже в будущем автомобили и автобусы не смогут составить реальной конкуренции электричкам. Будучи внеуличным видом транспорта, железные дороги, включая метрополитен и трамвай, фактически являются кровеносными сосудами большого города, основой его транспортной системы, а железнодорожный подвижной состав – главной движущей силой, обеспечивающей его жизнедеятельность. От распространенности и уровня развития этих видов транспорта в прямой зависимости находится жизнеспособность городов.

Чем занимаются пригородные пассажиры, находясь в пути? Обычно они разговаривают, наблюдают за проплывающими за окном пейзажами, читают книги, журналы или газеты, слушают музыку, некоторые спят, кто-то жует, все чаще можно встретить молодежь, работающую на переносных или портативных компьютерах. Люди с пользой используют время в дороге, в основном благодаря тому, что пригородный поезд, как никакой другой вид транспорта, предоставляет им такую возможность. В электричке удобно, комфортно, тепло и сухо, независимо от скорости движения и погоды за окном. Шум в салонах не раздражает, даже наоборот, стук колес успокаивает своей ритмичностью. При появлении в салоне коммивояжера электричка превращается в "магазин на диване". Выбор товаров широк, но, несмотря на очень демократичные цены, большинству пассажиров назойливая торговля в пути не очень нравится. Торговля в поездах напоминает телевизионную рекламу в нагрузку к интересной программе.

На железнодорожном транспорте сегодня достигнут очень высокий уровень безопасности, все "случайности" просчитаны, а их возможные последствия сведены к минимуму системой конструктивных решений и организационных мер. Статистика показывает, что число несчастных случаев на железных дорогах в десятки и даже сотни раз меньше, чем на других видах транспорта.

В электричках все продумано для обеспечения безопасности пассажиров. Поезд без посторонней помощи никогда не сойдет с рельсов, тормозов будет всегда достаточно даже при сильной перегрузке вагонов, и люди никогда не смогут случайно попасть под напряжение. Поручни находятся именно в тех местах, где человек пытается за них ухватиться, рукоятки стоп-кранов – там, где Вы ожидаете их найти. В салон каждого вагона всегда поступает достаточное количество свежего воздуха нужной температуры, света всегда будет хватать для чтения даже в темное время суток, а эргономичный профиль спинки дивана никогда не станет причиной болезненных ощущений в области спины. В конструкции вагонов имеется также система блокировок и защит, препятствующая возникновению негативных последствий от преднамеренных действий злоумышленника. Переговорное устройство вызова машиниста находится в каждом вагоне и доступно пассажирам, в большинстве поездов установлены системы видеонаблюдения, благодаря которым число правонарушений в пригородных поездах из года в год неуклонно снижается.

В условиях, когда энергоресурсы истощаются, и законодательство по выбросам вредных веществ становится все более строгим, электрический железнодорожный транспорт занимает лидирующие позиции с точки зрения потребления электроэнергии и влияния на экологию. Вместе с тем, железные дороги потребляют около 5% производимой в стране электроэнергии, четверть которой идет на обеспечение работы пригородных электричек. На производство электроэнергии тратится большое количество минеральных и водных ресурсов государства, поэтому повышение энергетической эффективности – важная экологическая задача.

Быстрые, комфортные, безопасные, энергоэффективные и экологически чистые электрички существуют, благодаря работе настоящих профессионалов, которые постоянно находятся в поиске решений сложных задач, разрабатывают новые конструкции, изготавливают вагоны, испытывают поезда во всех режимах, а также эксплуатируют их и поддерживают в работоспособном состоянии.

Профессионалы называют этот вид транспорта точным техническим термином "электропоезд".

© Олег Назаров