18. Заметки с выставки

Уже стало традицией собираться раз в два года в конце сентября в Берлине, где в десятый раз состоялась выставка достижений железнодорожного хозяйства Innotrans 2014. Для меня это было седьмое посещение всемирной ярмарки и я, пожалуй, впервые ощутил, что осмотреть всю представленную экспозицию за 4 выставочных дня стало физически невозможно. Innotrans растет, из года в год бьет свои же рекорды, каждый раз прирастая экспонентами, площадями и посетителями на 15-25%. Масштаб впечатляет, здесь действительно есть что посмотреть. Но если раньше на выставке необходимо было «увидеть все», то теперь я должен был «увидеть мировые премьеры и понять главное».

Премьер было много: электропоезда, локомотивы, вагоны метро, трамваи, но для нас важнее рыночные ожидания и тренды. Если говорить коротко, то основным мировым отраслевым трендом стало решение задач стратегического развития железнодорожного транспорта как ответ на современные глобальные вызовы в вопросах экологии (материалы, электромагнитные излучения, выбросы, шум, альтернативные источники энергии), производительности (модульность, унификация и адаптируемость конструкций под различные задачи, технологические процессы), конкурентоспособности (стоимость жизненного цикла, ИТ, интеллектуальная поддержка повышения мобильности, доступность транспорта), безопасности (совместимость, сертификация, испытания, надежность, транспортная безопасность).

Рассмотрим чуть детальнее производство тягового подвижного состава. Здесь обращают внимание все более развивающиеся претенденты на вступление в клуб глобальных поставщиков. На пятки большой тройки агрессивно наступают китайские, корейские, польские, турецкие компании, пытаются не отставать от них и российские изготовители. Это стало возможным благодаря глобальному тренду унификации комплектующих узлов и систем. У меня впервые появилось ощущение, что локомотив или электропоезд сегодня можно собрать как детскую игрушку из стандартных кубиков, и главное ноу-хау – как правильно их подобрать.

Все больший вес на глобальных рынках приобретает подвижной состав для пассажиров. Но если в прошлом году доминировали пригородные и высокоскоростные электропоезда, то в текущем несомненное лидерство захватили трамваи, вагоны метро и другие городские проекты. Именно в этом направлении развития надо ждать существенного прорыва, на выставке были представлены три (!) модели трамваев только для российского рынка.

Прошли те времена, когда за нами, как за пионерами применения природного газа в качестве моторного топлива для тепловозов, вначале с любопытством, а затем с интересом наблюдали в Европе и из-за океана. Сегодня на фоне стагнации развития в России этого направления в мире наоборот альтернативное топливо – бурно развивающийся тренд, представлены предложения от поставщиков практически со всех континентов. Их модельные ряды силовых установок базируются на технологиях применения и сжиженного, и компримированного природного газа, с газо-дизельным и чисто газовым рабочим циклом, что называется, на любого заказчика под любые специфические транспортные задачи.

Совсем недавно было объявлено о создании первого локомотива на водородных топливных элементах, и вот уже к 2020 году ожидается первая серийная поставка пассажирских моторвагонных поездов. Еще не тренд, но хорошая заявка.

А одно из главных рыночных ожиданий, учитывая предложения предыдущей выставки, – гибридные тепловозы – не оправдалось. Несмотря на их «очевидные преимущества», количество предложений крайне незначительно, а объемы поставок в мире исчисляются лишь единицами. Очевидно, что данная технология крайне зависима от условий эксплуатации и в ближайшее время еще не станет массовой. То же можно сказать и о многодизельных тепловозах.

Вот такой курс взяла мировая железнодорожная промышленность. Интересно, а наш курс к каким вершинам приведет?

© Олег Назаров
Техника железных дорог, 2014, №4 (ноябрь).