17. Испытание научной зрелости

Расчетам не верит никто (кроме самих расчётчиков),
Испытаниям верят все (кроме самих испытателей)
Научная мудрость

Цитата, вынесенная в эпиграф, содержит важнейшее правило, которым руководствуются ученые, занимающиеся прикладными исследованиями в технических областях знаний. Математическое моделирование физических процессов и экспериментальные исследования – два важнейших источника знаний и две неразрывных составных части истинно научного подхода к получению и развитию знаний.

Достоверность математической модели должна быть подтверждена численными и натурными экспериментами. Учитывая, что каждая модель основана на цепочке гипотез, идеализаций и упрощений функциональных связей реального объекта, то и доказательство ее достоверности должно проводиться не в какой-то одной случайной точке или в одном случайном эксперименте, а системно во всем диапазоне изменяемых параметров. Только после экспериментальной проверки математическая модель может заслуживать доверия. Затраты на подтверждающие натурные эксперименты обычно многократно превышают затраты на разработку математического аппарата модели. Поэтому создание признанной научным сообществом математической модели дело очень сложное и хлопотное.

К сожалению, в железнодорожном транспорте только для очень небольшого числа моделей реально доказана достоверность. При этом большинство проверенных моделей разрабатываются для персонального использования учеными, и только единицы можно классифицировать как коммерческий продукт для широкого применения специалистами, одна из таких моделей изложена, например, в «Правилах тяговых расчетов», есть и другие примеры.

Около 100 лет потребовалось российской железнодорожной науке для создания школ экспериментальных исследований и испытаний железнодорожной техники. Современные испытания представляют собой сложный технологический процесс, в котором аккредитация лаборатории и собственно проведение измерений – это небольшая видимая часть айсберга, многие сопровождающие процессы обычно скрыты от глаз непосвященного. Развитие науки требует непрерывного участия специалистов-испытателей в исследованиях, направленных на совершенствование и разработку новых методов испытаний, измерительных и испытательных средств, а также специального программного обеспечения для моделирования условий проведения испытаний, для автоматизации самих испытаний, для обработки, фильтрации, визуализации, анализа измеренных данных, для расчета итоговых показателей и оценки их погрешности. Сегодня, чтобы быть испытателем совершенно недостаточно иметь измерительный прибор и документ под названием «Методика…», надо быть исследователем.

К сожалению, на исследователя или испытателя не учат в учебных заведениях, такие специалисты воспитываются в научных коллективах в ежедневной практической работе. Необходимо не менее 5-7 лет для формирования у молодого ученого знаний и навыков испытателя.

Хотя это странно, но сейчас, в годы расцвета воинствующего нигилизма, тезис из эпиграфа перестал быть актуальным. Под видом математических моделей современными чиновниками легко и на веру принимается яркая и красивая 3D-анимация, неумелые и бессистемные практические опыты теперь тоже называются испытаниями. Делают их обычно малокомпетентные в науке, но очень амбициозные люди, и, что удивительно, никто не сомневается в результатах таких «исследований».

Я не понимаю, что происходит. Срабатывает ли тот самый тезис, что испытаниям верят все? Не знаю, но очевидно, что мошенники от науки процветают, а у чиновников, принимающих стратегические решения, больше не работают защитные инстинкты.

На самом же деле достоверность результатов научных исследований – это вопрос не веры, а ответственности, как ученого, так и чиновника. И дело видимо в той самой научной зрелости, которой нам сейчас так не хватает.

© Олег Назаров
Техника железных дорог, 2014, №3 (август).

Случайное околожелезнодорожное фото с Panoramio.com

Кликните фото, чтобы узнать где, когда и кем оно сделано.